ПРАВОСЛАВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ В ПЕРИОД РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Клыпа О.В. доцент кафедры педагогики и психологии детства, канд. психол. наук, 

Петрозаводский государственный университет, России, Карелия

Исследование генезиса русской психологической мысли средневековья важно в научном отношении как условие раскрытия становления основных идей, национальных особенностей и проблемного поля истории отечественной психологии. В статье рассмотрены формы психологического познания, активно использовавшиеся в церковной практике в период русского средневековья.

Ключевые слова: психологическое познание, средневековый период, покаяние, исповедь, молитва.

К числу форм психологического познания в период русского средневековья относятся такие религиозные процедуры, как покаяние, исповедь, молитва. Они давали возможность для исследования различных психических явлений как священнику, так и самому человеку.

Покаяние (греч. – перемена) – признание в проступке, когда верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника.

Основным содержанием исповеди является покаяние – не просто отстраненное осознание неправильности некоторых совершенных поступков, а острое переживание их несовместимости с усвоенными христианскими идеалами. Исповедь – закономерный итог покаяния, «состояние бескомпромиссного самоосуждения за свои прошлые грехи и стремление впредь упорно бороться со своими страстями» [7, с. 30].

Исповедь помогала человеку осознать свои грехи и «тем самым преодолеть чувство отчуждения, глубинной разобщенности своей личности и, спланировав свое самосовершенствование, достичь воссоединения с самим собой, обрести внутреннюю гармонию и духовное равновесие <…> эффект исповеди достигается путем повторного переживания греховности совершенных поступков и осознания пути для совершения поступков праведных. Регулируя состояние психического равновесия, исповедь выступает как способ сделать человека добрее, чище и счастливее» [1, с. 297].

Молитва (от лат. mollire –умягчать, смягчать) – мольба, моление, просьба о чем-нибудь, излияние души, внутренних чувств перед Богом. Сочинение молитв было широко распространенным делом в период русского средневековья, а содержание молитв носило глубоко личный характер, люди рассказывали о себе, своих близких и просили помощи и покровительства в конкретных бедствиях, болезнях, делах и начинаниях.

Молитвы служили средством развития душевного настроя, развитие ума осуществлялось в процессе исповеди, где актуализировались способности самоанализа.

Святые отцы призывали найти индивидуальные молитвы для объяснения истин:

милосердия, понимания, любви, успокоения души, усмирения гордости и тщеславия. При этом акцент делался не на развитие ума, а на формирование души.

Неоценимую психологическую помощь людям оказывали монахи. Монастыри были почти в каждом древнерусском городе. В них действовали богадельни, первые древнерусские больницы, основанные по примеру христианских монастырей Византийской империи. В своей деятельности монахи активно использовали молитвы, покаяния, проповеди, то есть средства психологического познания и психотерапевтической помощи. Беседы с людьми позволяли выявлять причины психологических проблем, симптомы психологических расстройств.

Таким образом, исповеди, покаяния, молитвы можно назвать способами психологического анализа, методами и формами психологического познания и психологического воздействия, благодаря которым, человек учился разбираться в своей внутренней жизни: в мыслях, чувствах, желаниях, побуждениях. Именно в монастырях отрабатывались православные способы познания психической деятельности человека и оказания психотерапевтической помощи.

Важную роль в христианском просвещении русского народа играли духовники. Их авторитет был очень высок. Духовные отцы выполняли сложную психотерапевтическую и воспитательную деятельность. Роль духовника на Руси было трудно переоценить: в воспитании отроков его наставления были порой более действенными, чем родительские, поскольку за ним стоял авторитет и воспитательные традиции всей Церкви. Представления о теории воспитания и идеалах дают летописи, сказания, жития святых.

Духовных отцов называли духовными лекарями. Они выполняли функцию психолога, психотерапевта. Для окружающих факт существования священника (старца), к которому можно обратиться в любое время, оказывало поддерживающее действие. В отличие от светской психотерапии священник даже в наше время буквально старается исполнять роль «отца».

Духовники ориентировались на религиозный опыт, который был связан со смыслом жизни личности и предназначением человека. Религиозный опыт определял принципы, которые регулировали человеческую жизнь и придавали ей смысл. Религиозная, священная жизнь не смешивалась с секулярной. Для людей одной идеи Бога было недостаточно, они нуждались в конкретно-символической форме воплощения этой идеи, в таких чувственно-наглядных представлениях, с которыми можно самому вступить во взаимодействие (икона, исповедь, покаяние, молитва, жития).

Итак, в статье нами обозначено понимание в период русского средневековья значения молитвы, покаяния, исповеди. Психологическое познание и психологическая помощь были органической частью религиозной практики.

Список литературы:

  1. Грановская Р. М. Психология веры / Р. М. Грановская. – СПб : Речь – 2004. – 573 с.
  2. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению (этико-богословское исследование) / С. М. Зарин. – М. : Паломник, 1996. – 693 с.
  3. Иерофей (Влахос; митр., XX в.) Православная психотерапия : святоотеческий курс лечения : архим. Иерофей Влахос . – Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2010. – 367 с.
  4. Изборник 1076 г. – М., 1965.
  5. Нешитов П. ю. Метафизика религиозного сознания (протопоп Аввакум) : дис. … канд. филос. наук / Нешитов Петр юрьевич. – СПб., 2006. – 181 с.
  6. Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию : размышления священника-психолога /Б. В. Ничипоров – М. : Школа-пресс, 1994. – 188 с.
  7. Шполянский М. Как приготовиться к исповеди и причастию : практ. пос. для православного христианина / М. Шполянский. – М. : Образ, 2005. – 125 с.

Post a comment

Book your tickets