ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЦВЕТА ВЕРНОСТИ, ПОСТОЯНСТВА И РАСПОЛОЖЕНИЯ

Л.М. Тихонова, Доцент, заслуженный учитель РФ Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск, Россия

АННОТАЦИЯ

Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении; англичане называют истинного протестанта «синим». Синий цвет в психологии на протяжении веков считается цветом, приносящим удачу. Недаром именно синяя птица счастья является символом недосягаемого умиротворения и чувства полноты жизни. Однако, зачем пытаться поймать эту самую птицу, если счастье может принести цвет её оперения, то есть синий? Цель исследования: изучить, почему в  одежде преподавателя преобладает синий цвет, и получить результат,  каков же он, преподаватель.

Ключевые слова: синий цвет, символ, постоянство, расположение, верность, приверженность традициям.

Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры.

В.М. Бехтерев

Изучением и описанием взаимоотношений языка и культуры, языка и этноса, языка и народного менталитета занимается лингвокультурология. Лингвокультурология, по мнению выдающегося французского лингвиста XX века Эмиля Бенвениста, создана на основе «триады» — «язык, культура, человеческая личность» [1]. Лингвокультурологический аспект латинского языка всегда интересен студентам.  Античное учение о цвете (Демокрит, Платон, Аристотель) есть блестящее подтверждение общего принципа античной гениальности. Как известно, среди работ Аристотеля есть трактат, специально посвящённый вопросу о цвете и носящий название «О цветах» («De coloribus») [2]. Основной интерес, которым руководствовался Аристотель, состоит в выяснении причин образования той или иной окраски в предметах живой и неживой природы. Гёте готов был даже считать, что «под именем Аристотеля мы можем собрать всё, что было известно древним по этому предмету». В трактате Аристотеля говорится о глубоко-синем цвете, цвете морских глубин. Довольно интересно, что термин «глубоко-синий» или, скорее, родственный с ним с буквальным значением «подобный kuanos» в трактате о цветах употребляется по отношению к небу; «воздух, находящийся рядом, кажется лишённым цвета, потому что он настолько разрежен, что уступает и пропускает более плотные лучи света, который, таким образом, светится сквозь него; но когда он виден во всей своей массе, то выглядит практически тёмно-синим (или глубоко-синим; буквально «выглядит как имеющий цвет kuanos). Это является результатом его разреженности, так как там, где слабеет свет, воздух уступает темноте» [2]. Сам термин kuanos у Аристотеля обычно означает синий, близкий к чёрному, но фрагмент из трактата о цветах позволяет предполагать, что в перечне, представленном в трактате о чувствах («De sensu»), он означает не просто тёмно-синий, а ещё и небесно-голубой. Итак, основу перечня Аристотеля составляют конкретные цвета, наблюдаемые в природе. Латинский словарный запас терминов для выражения цвета был столь же богатым, как и греческий. Латынь имеет приблизительно такое же количество абстрактных терминов для передачи цвета, как и греческий язык IV столетия: такие термины имеются для определения белого, чёрного, красного, жёлтого, зелёного и синего. Caeruleus, синий, позаимствован прозой из поэзии, точно так же, как Платон и Аристотель могли позаимствовать kuanos у Гомера. В поэзии слово caeruleus является постоянным эпитетом для неба и моря, факт, который делает редкость синего моря и неба в греческой поэзии ещё более удивительным. Само слово происходит от caelum, «небо». Великий Леонардо да Винчи первым объяснил, почему небо синее [3]. В своей книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещённых частиц воздуха, которая расположена между Землёй и находящейся наверху чернотой». Он был ярким примером «универсального человека» (лат. Homo universalis). В древнем Риме синий являлся цветом богов – юпитера, Меркурия и юноны. Католическая церковь считает синий цвет символом девы Марии, царицы небесной. В мифах синий цвет — это божественное проявление, цвет загадочности и ценности. В синий цвет одеты маги и волшебники. Во многих культурах синий цвет использовался для защиты от сил зла. В эпоху Ренессанса люди, одетые в синие одежды, знали истину. В Древнем Египте пирамида изнутри была синего цвета. Синий цвет во флагах — свобода, объединение, принадлежность к большому целому. В Индии синий цвет – это цвет мудрости. В Средневековье синий цвет считали символом любви и верности. Синий цвет неба в сочетании с красным цветом крови даёт фиолетовый — «цвет молитвы». Синий цвет  настраивает на глубокие размышления. Мадонну чаще всего изображают в плаще синего цвета. Дороговизна и трудность получения синих красок в Античности и Средневековье препятствовали использованию синих гармоний в живописи, раскраске статуй и рельефов.

Наиболее полно символика синего цвета проявилась в конце XIX — начале XX веков в поэзии и живописи. Синий, как и фиолетовый, — цвет романтиков. Наиболее распространённая синяя краска, которую использовали ещё в античности, — медный купорос (ср.-лат. Сupri Rosa — «медная роза»), кристаллогидрат сернокислой соли меди. Растворением меди в серной кислоте или обжигом медного колчедана и медной руды можно получить кристаллы синего цвета. Известна также «сирийская краска», синь, на Руси -сини́ло, или лазорь. Эту синюю краску называли также «кру́тик» (вероятно, искаженное «индыкъ», от лат. Indicum — «индийский»). Привозную краску «индиго» на Руси заменяли местной, которую приготавливали из отвара листьев растения «вайды». Крутик, или синило, использовали в иконописи, фреске, книжной  миниатюре, а также для крашения тканей. Самым дорогим из тёмно-синих пигментов был ультрамарин (соединения серы), который встречается в живописи художников венецианской школы XV-XVI веков. Дорогой ультрамарин стремились заменить пигментом на основе кобальтового стекла, соединением глинозема с закисью кобальта (тёмный кобальт) или искусственным ультрамарином (обжигом без доступа воздуха смеси из каолина, глауберовой соли, соды, серы и угля). В начале XIX века в результате Наполеоновских войн в Европу прекратилось поступление краски «индиго» из Индии. Тогда изобрели синтетическую синюю краску, которую назвали «французской пастелью». Отчасти этой причиной объясняется распространённость интенсивного тёмно-синего цвета в произведениях искусства французского стиля Ампир (прежде всего в красочных тканях) влюблённых во что-то неведомое людей. Это цвет таинственной «души мира». Цвет, окружающий нас, оказывает непосредственное воздействие на настроение, самочувствие, отношение к жизни. Цвет одежды может рассказать многое о человеке, его привычках и характере. Цветом спокойствия и ненавязчивости в одежде является синий цвет. Люди в синей одежде, несмотря на то, что зачастую являются интровертами, всегда готовы помочь, выслушать, поэтому они любимы и уважаемы другими. В психологии синий цвет является символом чувства долга, постоянства и приверженности традициям, универсальным средством снятия стресса и решения конфликтных ситуаций. Синий цвет в одежде вообще и преподавателя, в частности, символизирует мудрость и преданность. В классическом стиле, для делового гардероба успешного человека, особую популярность приобрели тёмные оттенки синего цвета: чем темнее цвет, тем более консервативное и сдержанное впечатление он производит. К тому же тёмно-синий позволяет продемонстрировать компетентность и авторитет. Он предпочитается людьми серьёзными и состоявшимися. Менее тёмные оттенки активно используются в униформе, так как позволяют продемонстрировать сдержанность и трудолюбие. Синий цвет в психологии традиционно считается цветом уверенных в себе, решительных и целеустремлённых людей. Такие люди практически не приемлют конфликты и все жизненные неурядицы готовы решать дипломатическим путём. Они отстаивают своё мнение достаточно спокойно, им можно поручить важную работу, которую они выполнят безукоризненно и точно в срок. Синий цвет в психологии человека указывает на его самоотверженность, интуитивное принятие решений, а также на спокойствие и умение прийти к компромиссу. Поэтому когда нравится синий цвет, значение в психологии такого феномена расценивается как стремление к спокойствию и жизненной стабильности. Для тех, кто много общается с людьми, синий цвет может выполнять защищающую роль, он успокаивает, расслабляет и открывает дорогу творческим мыслям, свободным от влияния извне. Соответствие цвета и доминирующего психологического состояния изучали многие психологи, среди которых Макс Люшер (швейцарский психолог и разработчик цветового Теста, названного его именем), Иоганн Вольфганг фон Гёте (немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель, естествоиспытатель, разработчик хроматики — теории цвета). Взгляды Гёте на природу цвета и вопросы, связанные с восприятием цвета, описаны в книге «К теории цвета» (нем. Zur Farbenlehre), опубликованной в 1810 году [2].Книга была написана Гете в связи с его интересом к живописи и оказала влияние на искусство. Гёте писал, что цвет «оказывает известное действие на чувство зрения, к которому он преимущественно приурочен, а через него и на душевное настроение». Цвет примыкает «непосредственно к области нравственного». «Краски вызывают в людях большую радость. Глаз нуждается в них так же, как он нуждается в свете».  Синий цвет Гёте называл «волнующее ничто». В нём «совмещается какое-то противоречие возбуждения и покоя», он «устремляется в нас», «влечёт нас за собою». Цвет создаёт настроение. По характеру цвета одежды судят о характере человека. Труды Гёте по теории цвета сохраняют историческое значение, особенно в области физиологии и психологии зрения [2]. Физиологически созерцание синего цвета понижает артериальное  давление, уменьшает частоту пульса, даже способствует снижению температуры. Он вызывает в человеке ощущение покоя, уверенности и гармонии, чувство контроля и ответственности. Синий цвет помогает при рассеянности, расстройстве кишечника, нервном перенапряжении, гасит эмоции. При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается. В древнем Китае синий цвет символизировал бессмертие. Придавать ткани устойчивый и яркий синий цвет научились только в XV веке с помощью красителя под названием индиго. Популярность этот цвет приобрёл быстро, став привилегией аристократических слоёв общества и коронованных особ. Кстати, до этого истинно королевским считался красный. В 1850 году была создана одежда, появление которой принесло синему цвету небывалые лавры — джинсы, изобретённые в Сан-Франциско портным Леви Штрауссом.

Синий цвет — успокаивающий и спокойный, надёжный и верный. Подлинная синева ясного неба связывается в сознании человека с постоянством природы, с надеждой на следующий день. Это далёкий и устремлённый в открытый космос цвет. Символ далёкого прошлого или далёкого будущего. Издревле он считался цветом высокой духовности. Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит своё подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Синий — цвет неба, покоя, расслабления. Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устаёт, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих. Ощущение цвета зависит от комплекса физиологических, психологических и культурносоциальных факторов. Первоначально исследования восприятия цвета проводились в рамках цветоведения, науки об анализе процесса восприятия и различения цвета на основе систематизированных сведений из физики, физиологии и психологии; позже к проблеме подключились этнографы, социологи и психологи.

У этого цвета «нет дна”, он создаёт предпосылку для глубокого размышления над жизнью; зовёт к нахождению смысла, истины, вызывает не чувственные, а духовные впечатления. Синий цвет — это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость. Люди, предпочитающие этот цвет, стараются всё привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения; преданы тому, что делают. Положительные характеристики синего цвета: организованность, непреклонность, идеализм, сила духа. Выбирают синий цвет те, кто устал от напряжения, кто хочет гармонии с окружающими, со своей нервной системой. По словам 82-летней канадской писательницы Элис Манро, лауреата Нобелевской премии по литературе, мастера короткого рассказа, которую называют канадским Чеховым и северным Хэмингуэем, синий цвет подходит каштановым волосам и карим глазам. жюли Маро, молодая французская писательница, в романе «Синий — самый тёплый цвет» описывает девушку с синими волосами, которые в её графическом романе становятся ярким символом тёплого цвета и являют саму свободу – свободу быть собой [4].Синий цвет в психологии считается цветом покоя, расслабления, погружения в медитацию. Он один из самых любимых цветов в искусстве, отличается многообразной символикой неба, небесной лазури, обладая предельной насыщенностью и глубиной. Относительно музыкальной шкалы тонов синий цвет обычно сопоставляют с нотой «ля». Синий цвет часто выбирают для деловой одежды и униформы, потому что он ассоциируется со стабильностью, интеллигентностью, честностью и доверием, единством и консерватизмом[5]. В странах Запада «что-нибудь синее» обязательно надевает на себя каждая невеста, и поэтому синий цвет ассоциируется там с нежностью и любовью. Цвет одежды, которую мы надеваем, формирует у окружающих определённые психологические ощущения от нашего присутствия. Так, синий цвет вызывает доверие и формирует впечатление серьёзности, вдумчивости и надёжности, способствует релаксации, умиротворяет, но в то же время держит в тонусе, располагает к общению, его называют цветом мудрости. Средние оттенки синего считаются очень «искренними». Более тёмные считаются серьёзными и авторитетными. Тёмно-синий цвет говорит о достоинстве, власти, благородстве, уравновешенности и сдержанности, значимости и солидарности. Он создаёт предпосылку для глубокого размышления над жизнью; зовёт к нахождению смысла, истины. Синий цвет — это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьёзность, строгость. Эти люди склонны к самопожертвованию, обожают читать, предпочитают отдавать, а не получать. «Синие» люди не любят и не умеют скандалить. Они чувствуют себя одинокими даже тогда, когда их окружают люди. Синий цвет в одежде. Ваш гардероб наполнен одеждой в тёмносиних тонах? Тогда о вас смело можно сказать вот что: вы- умный и независимый человек. Вы не можете жить без душевного тепла, ласки и внимания. Вы отличаетесь необыкновенной терпеливостью, выдержкой и сдержанностью. Вы часто «уходите в себя»: состояние погруженности в мысли помогает вам сосредоточиться, настроится на принятие решения в каком-либо важном вопросе. Кстати, надев синее платье или синий костюм, вы заметите, что ваша фигура изменилась. Всё просто: синий цвет стройнит любую женщину. Он повышает интуицию, идеально подходит для создания атмосферы, подходящей для обучения и созерцания. Синий цвет — символ верности. Автор этой статьи награждена медалью «За верность профессии», отдав более 40 лет подготовке медиков. Дисциплина «Латинский язык и основы медицинской терминологии» — любимый предмет у студентов медицинского факультета им. Т.З. Биктимирова Института медицины, экологии и физической культуры Ульяновского государственного университета. Возможно, это и благодаря преобладанию синего цвета в одежде преподавателя. «Успех не является ключом к счастью. Счастье – вот ключ к успеху. Если вы любите то, что делаете, вы будете успешным», — Альберт Швейцер (1875-1965), немецкий и французский теолог, философ и гуманист, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира (1952). В 1913 году закончил диссертацию на тему «Психиатрическая оценка личности Иисуса» и получил степень доктора медицины.

Список использованной литературы:

  1. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. — 448 с.
  2. Гете И. Избранные сочинения по естествознанию. Очерк учения о цвете. Перевод и комментарии И.И.Канаева. Редакция академика Б.Н.Павловского. Издательство Академии Наук СССР, 1957. — Классики науки.
  3. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Mинск- Mосква, 2000.
  4. жюли Маро «Синий – самый тёплый цвет: графический роман» / пер. с фр. О. Ивановой. ISBN:978-5-88353-578-8. – Изд-во: Бертельсманн Медиа Москау АО, 2013. – 156с.
  5. Базыма Б.А. Цвет и психика. Монография. ХГАК. — Харьков, 2001. —172с.
  6. Интернет-источники: http://magicofcolour.ru/sinij-cvet-v-odezhde$; http://psyfactor.org/color.htm;http:// cvet-v-odezhde.ru/sinii/276-psihologija-sinego-cveta

Post a comment

Book your tickets