ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА. СТАДИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА

Рахманкулова Альфия Февзиевна, магистрантка, Университет Российского Инновационного Образования, г.Москва

Аннотация

В настоящей статье анализируется малоисследованная в юридических дисциплинах: «Теория государства и права» и «Конституционное право» тема: «Понятие конституционализма. Стадии развития российского конституционализма».

Обобщение, имеющихся в современной науке точек зрения по данной проблеме, завершается авторским определением понятия «конституционализм», главным содержанием которого, является: совокупность идей, концепций и теорий, касающихся порядка формирования органов государственной власти, участия в нем народа и предоставления гарантий прав и свобод граждан.

В статье подробно рассмотрены этапы развития конституционных идей и проектов в дореволюционной период  (XVIII- начало XX вв.) ; советский и современный (постсоветский) с выделением характерных черт для каждого из них.

Ключевые слова: конституционализм, конституционное право, правовое государство, статус личности, политическая система общества,  форма правления, политический режим

Анализу становления и развития российского конституционализма необходимо предпослать понятие конституционализма, учитывая, что данная категория не имеет однозначной трактовки среди ученых.

Известный специалист в области конституционного права проф. С.А. Авакьян включает в понятие конституционализма такие компоненты, как конституционные идеи, определенный политический режим, соответствующий нормативно-правовой фундамент, систему защиты конституционного строя и конституции[1]. Таким образом, он формулирует дефиницию  понятия  конституционализма путем перечисления его признаков.

Проф. И.М. Степанов определял конституционализм как систему представлений об общедемократических, общецивилизационных политико-правовых ценностях государственно организованного общества[2].

По мнению проф. Р.А. Ромашова, посвятившего свою докторскую диссертацию проблемам современного конституционализма, данная категория представляет собой целостную систему идей и взглядов на глобальные ценности политикоправовой организации общества. Расшифровывая указанные ценности,  ученый выделяет две их стороны: 1) характеристика представлений о правовом статусе личности, позволяющая  утверждать наличие у человека определенных прав, свобод и обязанностей, возникающих по отношению к себе, другим людям, к государству в целом;

2) характеристика политической системы общества, в первую очередь ее главного, центрального элемент  – государства с позиции его структуры и механизма функционирования[3].

Подытоживая взгляды современных специалистов в области конституционного права, проф. Н.М. Добрынин дает следующую обобщающую дефиницию конституционализма. Это – «комплексная общественно-политическая и государственно-правовая категория, основы которой составляют идеалы конституционной демократии, наличие определенных институтов власти, соответствующего конституции политического режима и системы ценностей демократии, прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя в целом»32.

На наш взгляд, данное определение является достаточно полным и развернутым.

Теоретик государства  права проф. И.л. Честнов ограничивается кратким определением конституционализма – это учение о конституции33.

Имеются и другие высказывания по этому поводу. Однако приведенных позиций достаточно, чтобы сформулировать следующие выводы.

Во-первых,  конституционализм – это учение, идеи, концепции, теории конституционного содержания.

Во-вторых, содержательную наполненность указанных форм составляют представления о желаемых с точки зрения общественности установлениях, регулирующих участие народа в управлении государством. демократический порядок формирования органов государственной власти, статус личности, систему гарантий прав и свобод человека, принцип подчиненности власти праву (закону). При этом многие ученые связывают конституционализм именно с ограничением государственной власти определенными правовыми рамками и внедрением в человеческое сознание принципов справедливости, законности и гуманизма.

В-третьих, предполагает утверждение политического режима, направленного на защиту государственно- политического строя, конституции и всей правовой системы общества.

В-четвертых, представляет собой ценность самого высокого уровня, так как затрагивает основополагающие стороны жизнедеятельности общества, конкретного народа, государства, страны. Эта ценность отражает особенности исторической эпохи, детерминирована потребностями и интересами участников общественных отношений, характеризует уровень развития общества и его способность к восприятию прогрессивных теоретических идей.

Большинство исследователей проблем конституционализма относят его зарождение к политико-правовой мысли Нового времени, к эпохе буржуазных революций и приходу к власти третьего сословия (Франция, Польша, Великобритания, США), что сопровождалось принятием конституционно-правовых актов. Вместе с тем в литературе высказано мнение о том, что конституционализм представляет собой принципы организации общества. И в этом смысле конституционализм  существует везде, где есть человеческое общество. При этом разным локальным цивилизациям присущи свои принципы организации34. Следовательно, они отличаются своеобразным конституционализмом.

Впервые эту мысль высказал русский философ и естествоиспытатель, глава поздних славянофилов и почвенников Н.я. Данилевский (1822 – 1885гг.). Эта доктрина получила развитие в трудах английского историка А.Тойнби (1889 – 1975 гг.), где приобрела законченное оформление.

На наш взгляд, более обоснованной представляется трактовка конституционализма как явления Нового времени. Именно в этот период в ряде стран стали приниматься в качестве основополагающих законов конституции, которые в политико-правовых формах регулировали устройство государства. Они опирались на теоретический фундамент отправных понятий и категорий конституционализма, получивший детальную разработку в учениях выдающихся представителей общества.

32  Добрынин Н.М.  Конституционализм и политический режим в современном российском федерализме: обязательное и реальное // Конституционное право и политика: сб-к материалов научной конференции  /Отв.ред. С.А. Авакьян. –М., 2012. С.268. 33 См.: Честнов И.л. Онтология конституционализма  // Проблемы и перспективы российского конституционализма. Труды теоретического семинара юридического факультета СПбИВЭСЭП /Научн. ред. И.л. Честнов. Вып.2.  – СПб.. 2000. С.14. 34 См.: Честнов И.л. Указ соч. С. 20.

В этом плане следует согласиться с А.Н. Медушевским в том, что «социальная функция конституционализма вообще состоит в создании определенной правовой системы – правил и норм, регулирующих деятельность важнейших институтов политической системы»[4]. А данная функция проявляется во всей глубине и многоаспектности, начиная с Нового времени.

Обращаясь к вопросу о стадиях развития российского конституционализма, важно отметить, что в науке конституционного права отсутствует общепризнанная периодизация конституционного прогресса. Чаще всего периодизации подвергается история развития государства или науки конституционного (ранее государственного) права. Тем не менее, основываясь на создании конституционных идей, учений, теорий и их утверждении в истории российской общественной и политической мысли, представляется возможным выделить три больших периода, в рамках которых эволюционировало данное понятие[5]: 1) дореволюционный период;  2) советский период; 3) постсоветский период. Дадим их краткую характеристику.

Российский конституционализм дореволюционного периода по своей протяженности самый обширный и охватывает хVIII – начало хх вв. В его пределах принято выделять несколько этапов.

Первый этап составил так называемый аристократический (правительственный) конституционализм. Он возник в хVIII в. и ознаменовался разработкой Верховный тайным советом Кондиций, которые были предъявлены Анне Иоанновне как непременное условие для занятия российского престола. Свое название этот этап получил в связи с тем, что конституционные реформаторские идеи исходили от высших слоев дворянства и ставили своей целью улучшить монархический строй России за счет сохранения и расширения привилегий этого слоя.

Второй этап носит название либерального конституционализма. его начало положил А.Н. Радищев, который не только критиковал русское крепостничество, но и утверждал о неизбежности народной революции.  ее правомерность он обосновывал теорией естественного права и концепцией общественного договора.

В литературе политические воззрения А.Н. Радищева оцениваются как революционный демократизм[6]. Однако П.Н. Милюков называл А.Н. Радищева наиболее последовательным демократическим либералом того времени38.

На рубеже XVIII – XIX вв. получил развитие и подлинный либеральный конституционализм, поскольку он обосновывал необходимость прогрессивных государственных преобразований в России либерального типа, а их авторами выступали выходцы из дворянской среды, поддерживаемые Александром I. ярким выразителем конституционных идей названного этапа стал М.М. Сперанский (1772 – 1839гг.), а после его отставки – граф Н.Н. Новосильцев (1768 – 1838гг.).

В самостоятельный этап (подэтап) следует выделить разработку конституционных проектов декабристами, поскольку их программы конституционных преобразований носили радикальный характер. Декабристы были противниками крепостного права и выступали за учреждение в России конституционной монархии (М.М. Муравьев) и даже республики (П.И. Пестель) с широким народным представительством.

После разгрома движения декабристов развитие российского конституционализма было прервано. Этому способствовал ряд обстоятельств. Во-первых, отмена крепостного права в России, что существенно изменило социально-экономическую основу неограниченной монархии. Вместе с тем данная отмена вызвала недовольство определенной  части дворянства. Во-вторых, к середине хIхв. либеральные круги потерпели поражение в борьбе с русским социализмом. Вследствие указанных факторов в следующем этапе развития российского конституционализма (вторая половина хIхв.) обозначились два направления: консервативный конституционализм и умеренный консерватизм либеральной интеллигенции. Первое направление представлено проектом нового учреждения государственного Совета графа П.А. Валуева. Наиболее ярким представителем второго направления был проф. Московского университета С.А. Муромцев, один из основателей и лидеров конституционно-демократической партии (кадеты), член и председатель Первой государственной Думы. Им был написан проект Основного закона, который, однако, не был реализован.

В те же годы четко выделился радикальный демократический конституционализм, зародившийся в земском движении на основе созданной в конце 1878 г. нелегальной организации «Земский союз», возглавляемой И.И. Петрункевичем. В отличие от умеренных конституционалистов земское движение считало принципиально важным не проведение  реформ правительством и стоящими у власти кругами, а усилиями общественно-демократического движения. На долю правительства оставлялось объявление выборов в органы народного представительства и обеспечение действия демократической конституции. ее проект был разработан «Земским союзом», но в мае 1883 г. союз распался.

С вступление на престол царя Николая II связывается новый этап российского конституционализма, получившего название конституционной демократии, так как продолжалось развитие конституционных идей, разработанных земским движением. Однако они модернизировались на основе легального марксизма, получившего широкое распространение в среди российской интеллигенции.

Новый период, на наш взгляд, было бы более правильным назвать конституционализмом революционной демократии, так как правящие круги отказывались признавать необходимость конституционного переустройства государства, а широкие круги общественности настаивали  на этом, понимая, что в противном случае неизбежна революция.

Другим, более адекватным названием данному периоду было бы, по нашему мнению, парламентарный конституционализм, поскольку главная борьба развернулась вокруг органов народного представительства, наделения их контрольными полномочиями в отношении правительства, правом принимать законы и утверждать бюджет, введения всеобщих парламентских выборов и учреждения конституционно-правового государства.

Этот этап завершился принятием Манифеста 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», буквально вырванным из рук правительства под давлением нарастающего революционно настроенного общественного движения.

Что касается советского периода, то здесь также отсутствует  общепризнанная периодизация конституционного развития страны. Чаще всего она проводится в соответствии с принятием советских конституций. Выделяются следующие стадии (периоды).

Начальный период, который охватывает 1917–1924гг., когда осуществлялись слом старого государственного аппарата и формирование основ нового конституционного строя. 10 июля 1918г. была принята Конституция РСФСР на базе обобщения принятого за эти годы нормативного материала и практики государственного строительства.

Указанный период можно было бы именовать, по нашему мнению, классовым конституционализмом, так как по Конституции РСФСР 1918г. представители эксплуататорских классов лишались политических прав и, прежде всего, права избирать и быть избранными в органы государственной власти. Одновременно рабочий класс получил некоторые преимущества по сравнению с сельским населением при выборах делегатов на Всероссийский съезд Советов. Конституцией закреплялась диктатура пролетариата как ключевая принадлежность государственной власти в стране.

Вторым этапом развития советского конституционализма стало образование федеративного государства социалистического типа, что ознаменовалось принятием Конституции СССР 1924г. Этот этап, возможно, охарактеризовать как федеративный конституционализм. Однако надо признать, что уже Конституцией РСФСР 1918г. был оформлен союз «свободных наций на принципах добровольности и суверенности»[7]. При этом объединение суверенных республик в союз произошло на базе РСФСР, сыгравшей государствообразующую роль.

Третий этап связан с принятием Конституции СССР 1936г., которая характеризуется как закрепившая победу социализма в стране. Это обусловило отмену прежних ограничений в правах отдельных категорий населения: Выборы провозглашались всеобщими, прямыми, равными при тайном голосовании. Существенно был расширен перечень прав и свобод граждан. Вместе с тем этот период оценивается в научной литературе как самый тоталитарный, поскольку именно в данное время в стране утвердился административно-командный стиль руководства при однопартийной политической системе общества[8].

Четвертый этап обозначен принятием Конституции СССР 1977г. и Конституции РСФСР 1988г. По официальной версии оба акта закрепили построение в стране «развитого социализма» и «общенародного государства». Отдельные отечественные конституционалисты называют этот этап самым сложным и делят его на две части: 1977-1988гг. и 1989-1991гг.41 В первой части конституционное развитие шло по нарастающей траектории и достигло своего апогея к концу 80-х годов. В это время совершенствовалась советская форма правления. Однако далее, во второй части произошел развал СССР, что потребовало внесения серьезных изменений в конституционные акты. Это было обусловлено в первую очередь отказом от социалистической модели общественного развития, провозглашением союзных республик независимыми государствами и другими кардинальными изменениями в общественном и государственно-правовом устройстве России.

Начало постсоветскому периоду положило принятие 22 ноября 1991г. Декларации прав и свобод человека и гражданина, вошедшей впоследствии в Конституцию Российской Федерации 1993г. Впервые в стране Конституция была принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993г.

Завершая обзор развития российского конституционализма в историческом ракурсе, надо отметить, что в России на протяжении длительного периода времени сложился основательный, прочный фундамент конституционных идей, учений, теоретических представлений о преобразованиях государственно-правовой жизни общества на демократических началах. Детальный анализ этого материала позволяет выделить следующие черты, характерные для российского конституционализма.

  • Привлечение широких масс населения к управлению государством, получившее развитие в программе народного представительства, преобразованного впоследствии в принцип народовластия.
  • Ориентация на эволюционный путь развития страны и ее государственноправовой системы.
  • Широкое развитие общественного мнения, которое открыто заявляло власти о собственной позиции по вопросам, волнующим общество.
  • Развитое чувство гражданственности, в том числе ответственности, глубоко нравственное отношение авторов-носителей конституционных идей и ценностей к делам государства и общества, стремление совершенствовать государственноправовой строй и внедрять высокие идеалы общественного прогресса.
  • Опора в конституционных преобразованиях на народное просвещение и народное образование как основы и важнейшего средства утверждения государственного единства и народного прогресса, а также осознанной поддержки проводимых реформ.
  • большая преемственность в воспроизводстве на последующих этапах развития России прогрессивных идей, традиций, стереотипов мышления всего ценного, полезного, оригинального, новаторского, что было создано предшествующими поколениями российских конституционалистов.

Рецензия

научного руководителя доктора юридических наук, профессора Н.М. Золотухиной на статью магитстрантки Рахманкуловой Альфии Февзиевны на тему: «Понятие конституционализма. Стадии развития российского конституционализма».

Статья магистрантки Рахманкуловой А.Ф. написана на малоисследованную в юридических дисциплинах: «Теория права и государства» и «Конституционное право России», тему.

Автор обобщил, имеющуюся по данной проблеме литературу и источники (идеи, проекты Конституций и Конституции) и сформулировал свое оригинальное определение конституционализма, включив в него в качестве главных компонентов: учения, идеи, концепции и теории конституционного содержания. Под конституционным содержанием, прежде всего, понимается:

Формирование органов государственной власти, статус личности, система гарантий ее прав и свобод, принцип реализации законности в государстве (с.2). В понятие конституционализма, автор совершенно справедливо, на мой взгляд, включил и соотношение формы правления с политическим режимом. В свете этих рассуждений обоснованным является представление о недостаточности определения конституционализма как «учения о конституции» (И.л. Честнов).

Рассматривая процесс развития российского конституционализма Рахманкулова А.Ф.

предложила его двух уровневое стадиальное развитие: первая фаза: дореволюционный период, советский и постсоветский.

Вторая фаза – выделение этапов, внутри этого стадиального развития: аристократический (правительственный) конституционализм (xVII в.); либеральный конституционализм (первая половина xIx в.). В качестве подэтапа к нему выделяется: радикальные конституционные проекты декабристов; радикальный демократический конституционализм (середина и вторая половина xIx в.); конституционализм революционной демократии и парламентарный конституционализм (начало xx в.) (С.4-6).

Советский период представлен  согласно существующей в современной науке общепризнанная периодизация конституционного развития страны (С.7-8).

В качестве недостатка данной работы, я бы субъективно отметила, что начинать историю развития конституционных идей и теорий следовало бы не с xVIIIв. а гораздо ранее, ибо первым существенным ограничением полномочий носителя верховной власти была ст. 98 Судебника 1550 г.  согласно которой любой закон принимался «всей общей думою» с утверждением государем. Конституционные идеи содержались также в Судебниках1589 и 1605/07 гг., Подкрестной Записи Василия Шуйского, Договорах с польским королем Сигизмундом III Августом (1610) и ряде других документов Смутного времени. Но это замечание субъективное и я думаю, что автор учтет его в дальнейшей работе уже над диссертационным исследованием, заявку на которое я усматриваю в этой работе.

Заключение:

Статья Рахманкуловой А.Ф. имеет самостоятельный характер, в ней изложены вполне оригинальные выводы относительно недостаточно разработанной в науке темы, и содержится новизна в определении конституционализма и классификации периодизации развития конституционных идей, учений и проектов. Полагаю, что она составит основу будущих диссертационных разработок Рахманкуловой А.Ф.

Считаю, что она вполне заслуживает опубликования во вверенном Вам издании ISI journal (International scientific investigations).

Научный руководитель

Доктор юр. наук, профессор                                      Н.М. Золотухина.

 

[1]  См.: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997.

[2]  См.: Степанов И.М. Уроки и парадоксы российского конституционализма. Очерк-эссе. М.,1996. С.3.

[3]  См.: Ромашов Р.А.  Современный конституционализм:  теоретико-правовой анализ.  СПб., 1998;  егоже. Идейно-теоретические предпосылки современного конституционализма. //Проблемы и предпосылки российского конституционализма. Труды теоретического семинара юридического факультета СПбИВЭСЭП /Научн.ред. И.л. Честнов. Вып. 2. СПб., 2000. С.4.

[4] Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе.  М., 1997. С.598.

[5] См.: Мамитова Н.В. К вопросу об эволюции конституционализма в России // История государства и права. 2010. № 12. С.2.

[6] См.: История политических и правовых учений: Домарксистский период: Учебник. /Под ред. О.Э. лейста.- М., 1991. С.354. 38  См.: Конституционализм: исторический путь России к либеральной демократии: Сб. документов / Авт.- сост.: А.В. гоголевский, б.Н. Ковалев.  М., 2000. С. 8.

[7] лепешкин А.И. Курс советского государственного права. Т.1. М., 1961. С.160.

[8]  См.: лукьянова е.А. Российская государственность и конституционное законодательство в России (1917-1993). М., 2000. С.8. 41  См.: Там же. С.8-9.

Post a comment

Book your tickets